На главную страницу сайта

 

Зороастризм

 

В последнее время благодатная российская земля стала прибежищем для многочисленных миссионеров, представителей экзотических религий. Со всех концов необъятной нашей планеты стекаются сюда представители различных конфессий. Русский ум весьма восприимчив ко всему замысловатому и эзотерическому. Мы уже не удивляемся многочисленным веселым белобрысым кришнаитам и индуистам, глазастым синтоистам и конопатым .иудаистам. А совсем недавно к нам в редакцию позвонил мужчина и, представившись старшиной воронежской общины зороастрийцев, или, как ее называют персы, анджоман, предложил встретиться и побеседовать. И вот на следующий день мы встретились дома у Сиатсы Апршакиады. В миру его звали просто Саша. Десять лет назад, до принятия зороастризма, он преподавал историю в средней школе. Сейчас передо мной сидит мужчина с проницательным взглядом цепких колючих глаз, в белых одеждах и в белой матерчатой шапочке, похожей на докторскую. Хозяин угощает меня душистым чаем и мягкими пресными лепешками, явно являющимися частью религиозного обряда. Его педагогическое прошлое иногда проступает в неторопливой обоснованности его суждений.
- Махер-баба! - поясняет Сиатсу, заметив мой вопросительный взгляд, брошенный на портрет смуглого бородатого мужчины, висевший над кухонным столом. - Наш духовный учитель.
Мы некоторое время молча пьем чай, но я все-таки вспоминаю, что чай - не главная причина нашей встречи.
- Скажите, Сиатсу, - смущенно прокашлявшись, осторожно начинаю я. - Можно я вас буду так называть? (Сиатсу согласно кивает головой.) Как-то странно получается. Вы, русский парень,вдруг принимаете чуждую нашему русскому характеру иранскую веру?
- А вы полагаете, что христианская вера пустынной Иудеи ближе русскому равнинному сердцу?- ловко парирует Сиатсу.
И тогда я понимаю, что разговор у нас будет долгим, интересным и содержательным. Передо мной сидел не простой обманутый фанатик, а человек, сознательно нашедший для себя духовный путь в результате долгих поисков. Говорил он спокойно и взвешенно.
- Русскому характеру, в таком случае, ближе всего светлое язычество, а не мрачная религия скорби по Сыну Человеческому. Не забывайте, что христианство было навязано русскому человеку. И русский человек мучительно переживал смену богов. В нашей культуре осталось много языческого. Эта религия все равно неистребимо живет в генах. Домовые, ведьмы, злые духи, вера в приметы, колдовство. Может быть, потому нам так не везет, что религия наша заимствована у чужого народа. А каждый народ должен сам найти в этой жизни свой путь. Синтоизм японцев основан на японских традициях и характере японцев. Именно японцев! Заметьте, евреи никогда не меняли своей веры.
- Вы полагаете, что им меньше досталось в этой жизни?
- Досталось им, безусловно, больше, но они сохранили первозданность веры и чистоту нации. И это их награда за испытания. Они едины и сплоченны в этом мире. Они любят друг друга. А это очень много значит. А что касается зороастризма, то это одна из самых древних монотеистических религий откровения. Ему уже около четырех тысяч лет. Они почти ровесники с иудаизмом. Сравние: христианству - две тысячи лет. ислам вообще в седьмом веке озник. Хотя вовсе не возраст религии является показателем ее зрелости. Зороастризм оказал влияние практически на все религии. Некоторые важнейшие его доктрины заимствованы иудаизмом,тем же христианством и исламом.
- Чем же так привлекателен для вас лично зороастризм?
- Вообще, по существу, если внимательно вникнуть в суть основных мировых религий откровения, выяснится, что все они суть одна религия, с общими доктринами.

Заратустра, или Зороастр, как вам удобнее, - это один из Посвященных. Посвященными в разные времена были Рама, Кришна, Заратустра, Будда, Моисей, Гермес, Орфей, Платон, Иисус... Это люди, на которых снизошел божественный дух. Которым, как следствие их духовных исканий и праведности, открылась Божественная Истина. Вот и все.
- Что же это за Истина?
Сиатсу загадочно улыбается и теребит свой длинный нос:
- Основные принципы общей эзотерической доктрины я бы сформулировал так: Дух есть единственная реальность, Материя – его внешнее выражение. Микрокосм –человек - по своей тройственной организации - дух, душа и тело -есть подобие и отражение макрокосма - Вселенной. Помните из Библии: Бог создал человека по образу и подобию своему? Это не что иное, как не самая удачная попытка человеческим языком рассказать неподготовленному ученику о его сходстве со Вселенной. Каждый человек несет в себе божественного Ангела. В ряду последовательных смертей, когда Дух сбрасывает свои несовершенства, он отдается силе притяжения, исходящей из центра всех Сил. В одном из древних ведических гимнов поется: Небо - мой Отец, моя мать великая Земля. Пять тысяч лет назад древний жрец пел эти слова. Вдумайтесь: какая глубокая интуиция! Все Посвященные говорили об одном и том же! В их словах глубокая Тайна двойного происхождения человека! Душа имеет небесное происхождение, тело происходит из земных элементов, оплодотворенных космической сущностью.
А почему мне ближе Зороастр и его учение? Наверное, потому, что у этого учения есть одна очень важная, на мой взгляд, особенность. Большинство религий проповедуют слепую покорность судьбе. В то время как Зороастризм учит нас смотреть на жизнь как на вечную борьбу между добром и злом. Мне ближе все-таки какая-то активная позиция Зороастра, нежели пассивная покорность Христа.
- Не все знакомы с учением Зороастра. Не могли бы вы немного подробнее остановиться на истории жизни этого Пророка?
- Пророк Заратустра – сын Поурушаспы из рода Спитама. Это реальный человек. Он известен нам благодаря Гатам - семнадцати великим гимнам, которые он сочинил. Они были сохранены его учениками. Гимны имеют древнюю поэтическую форму, многие из них обращены к Богу. Гаты можно связывать с традициями древних мантиков-гадателей, толкователей снов, жрецов-провидцев авестийского культа. Гаты могут быть понятны только подготовленному человеку. Язык, на котором говорил Заратустра, стал известен нам только по Гатам. Это единственный лингвистический документ той эпохи. По Гатам можно приблизительно и установить время жизни Заратустры. Язык Гат близок к языку Ригведы, а создание Ригведы относится приблизительно к 1700 году до нашей эры. Зороастр говорит о себе в Гатах как о «заотаре», то есть священнослужителе.
Также он называет себя «мантран», то есть сочинитель мантр. Мантра, для тех, кто не знает,- это вдохновенное экстатическое изречение, заклинание.
Обучение священников у индо-иранцев начиналось рано, в возрасте семи лет. Оно было устным, потому что они не знали письма. Гаты были впервые записаны гораздо позже их возникновения - при Сасанидах, правителях третьей иранской империи. Иранцы не без основания считают, что зрелость достигается в пятнадцать лет, и, скорее всего, в этом возрасте Заратустра начал самостоятельную жизнь проповедника. Заратустра называет себя в Гатах «ваэлэмна». Это переводится как «тот, кто знает». То есть - посвященный. Мною лет он провел в скитаниях, в поисках истины, как Будда, Кришна, Иисус и другие Посвященные. Его гимны говорят о том, что он был свидетелем насилия, убийств, смерти, несправедливости. Как и многие другие Пророки, в возрасте тридцати лет Заратустра достиг зрелой мудрости. И получил, наконец, Божественное Откровение. Однажды Заратустра участвовал в сборище по случаю весеннего празднества, отправился на рассвете к реке за водой для приготовления хаомы, священного питья. Он пребывал в состоянии ритуальной чистоты. Перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. На берегу он узрел сияющее существо, которое открылось ему как Воху-Мана, то есть «Благой помысел». Это существо и привело его к Ахура-Маз-де и пяти другим излучающим свет персонам. В тот миг, от сияния божественного света, Пророк не увидел собственной тени на земле. Тогда же от этих семи существ Зороастр и получил свое откровение. Ахура-Мазда призвал Пророка на служение. Зороастр поклонялся Ахура-Мазде, как владыке аша: т.е. порядка, справедливости и праведности.
Ахура-Мазда с древности почитался как величайший из трех ахур, хранителей аша. Однако Заратустра пошел дальше в своих поисках и резко порвал с принятыми верованиями. Ему открылась та самая Истина, о которой мы говорили в самом начале нашей беседы, он провозгласил Ахура-Мазду единственным несотворенным Богом, существующим вечно, творцом всего сущего на Земле и в Космосе Скорее всего, суровая действительность, окружавшая Заратустру убедила его в том, что мудрость, праведность и доброта по своей природе отличны от порочности и жестокости. И в одном из его видений ему предстал противник Ахура-Маз-ды - Ангра-Маинйу, то есть - Злой Дух. Который, кстати, тоже изначален, но несведущ и полностью зловреден. Главным новшеством в учении Заратустры стала идея о семи божествах - «Язата», то есть «достойные поклонения», которые вместе с Ахура-Маздой сотворили этот мир. Ахура-Мазда - их отец, и он «смешан» с ними. Их создание сравнивается с зажиганием одного светильника от другого. Они являются как бы эманациями самого Ахура-Мазды. И в соответствии со своим предназначением способствуют творению добра и уничтожению зла. Человек - самое совершенное творение Ахура-Мазды и более всех из других творений близок к нему. Он должен не только заботить- ся о других творениях, но и следить за собственным физическим и нравственным здоровьем. Понимаете, в чем отличие зороастризма от других религий? Мы не рабы Божьи, мы его соратники! Зороастр дал нам особый моральный закон - жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом. Мы, как и Ахура-Мазда, ответственны за окружающий мир. И если остальные создания стремятся к какому-то совершенству по природному влечению, то человек делает это вполне осознанно. Потому что он - часть Бога.
- В чем конкретно заключается деятельность вашей общины?
- Наш анджоман ставит перед собой цель познакомить людей с зороастризмом, с его традициями, учением и религиозными обрядами. Мы собираем средства для того, чтобы иметь возможность обучать детей. Распространяем религиозную литературу - в частности, Гаты и Авесту. Но мы не навязываем ее. К нам люди приходят сами. Это священный принцип. У нас нет нетерпимости к другим религиям, потому что мы владеем истиной, вобравшей в себя знание всех религий. Мы, как и представители других религий, отправляем свои религиозные обряды. В нашей общине есть люди богатые и бедные. Мы из наших общинных средств помогаем материально бедным членам нашей общины.
- Судя по вашему рассказу, у Зороастризма действительно много общего с другими религиями. Но существуют ли какие- то особенности, отличающие эту религию от других?
- Главная особенность - ответственность за окружающий мир. Человек, согласно нашему учению, должен содержать себя в чистоте внутренне и внешне. Только в зороастризме предписано содержать землю плодородной и незагрязненной, ухаживать за растениями и животными. Особые правила касаются Воды и Огня, наших священных стихий. Люди используют воду неразумно. Зороастриец будет думать в первую очередь о чистоте этой воды. Ничто нечистое не должно соприкасаться непосредственно с источником, ручьем или колодцем. Любой нечистый предмет сначала очищается песком и коровьей мочой и лишь потом омывается водой. Сжигать мусор на огне для Зароастрийцев неприемлемо. Его можно закапывать в землю, после того как мусор просохнет на солнце.

- Существует ли специальная подготовка священнослужителей в зороастризме?
- Безусловно. Иначе было бы много самозванцев. Я некоторое время жил в панчаяте Калькутты, где и прошел специальную подготовку и получил право проповедовать зороастризм в России.
- Ну и такой вот меркантильный вопрос. Мы живем в материальном мире, где деньги тоже имеют значение. Кем финансируется ваша деятельность?
- Поездки я совершаю за деньги нашей ассоциации. А живу только на средства от проведения богослужений. Я полностью завишу от прихожан. Деньги я получаю за каждое богослужение. Но существуют пожертвования богатых людей, приверженцев зороастризма.
- богослужения?
- В Индии и Иране богослужения проводятся в храмах. Здесь, в России,- у меня дома. Или же в доме человека, который просит об этом. Но это не главное. Ведь ранний зороастризм, ровно как и христианство, также не имел ни алтаря, ни церкви, в смысле специального священного помещения. Некоторые богослужения мы проводим на открытом воздухе, на одном из холмов.
- Кто сегодня является главой мирового зороастризма?
- Знаете, чем еще привлекателен зороастризм? Тем, что у него нет главы - в том понимании, в каком он существует в других церквях. Власть дастура ограничивается его собственным приходом. А если жрец пользуется иногда большим авторитетом, это всецело зависит от его личных качеств.
- Как зороастризм относится к браку?
- Нормально. Запретов в этом смысле не существует. Сам Зороастр был женат на дочери Фрашаостры - Хвови. Я сам тоже женат на мирянке. Она у меня переводчик с английского. Иногда сопровождает меня в моих поездках. У нас двое детей. Мальчик и девочка.
- Много ли сегодня в мире последователей Заратустры?
- Парсы сегодня расселены по всему миру. Большая часть проживает в Бомбее и Гуджарате. Около пяти тысяч зороастрийцев проживает в Великобритании, США, Канаде. В России парсы появились недавно. Лет пять-десять назад. Общины уже есть в Москве, в Петербурге, в Златоусте, в Рязани, в Казани, в Брянске, в Бешкеке, в Воронеже и Суздали. Конечно, в современных условиях нелегко сохранять общность и последовательно исполнять священные традиции и ритуалы зороастризма, но, несмотря на все это, мы стараемся своей верой изменять мир к лучшему. Вы, наверное, знаете, что зороастрийские ассоциации по всему миру стремятся к консолидации и для этого проводят совместные симпозиумы и конгрессы.
- Какие вопросы сегодня обсуждаются на этих конгрессах?
- На наших конгрессах мы обсуждаем роль обрядов и церемоний, методы обучения нашей вере, проблемы воспитания детей в общинах, принятие веры супругами и потомством, возможные обращения в нашу веру, ну и конечно погребальные обряды. Если вы знаете, главная сложность состоит в том, что у зороастрийцев тело умершего парса нельзя предавать земле, дабы не осквернить священную для нас стихию - Землю. Его оставляют в специальном каменном возвышении. Хотя проблема обмирщания сегодня – общая абсолютно для всех религий, какое бы число приверженцев они ни имели. Религии приходится приспосабливаться под изменчивый окружающий мир.
Заметьте, все религии требуют от человека всего-то лишь -быть добрым, чистым и справедливым. Ни одна не призывает человека убивать и насиловать. И тут становится правомерным вопрос о праве человека самому выбирать свою религию. Так, как велит ему его сердце. И мне бывает порой горько видеть, как отдельные священнослужители ведут непримиримую борьбу с представителями других религий. Мне кажется, что в данном случае они преследуют корыстные интересы. Ведь количество верующих определяет материальное состояние их прихода. И говорить о том, какая из религий наиболее присуща какому-то человеку, считаю не совсем правильным. Душа человека не имеет географических границ. Она - часть Вселенной. А тело существует в рамках того или иного государства временно, лишь короткое мгновение, отпущенное этому телу на Земле. Так стоит ли говорить о национальности души?
Мы еще долго беседовали с Сиатсу о Боге и душе, о таинственной двойственности человеческой природы и о путях совершенствования. И постепенно я проникался уважением к этому несомненно мудрому человеку, пытающемуся активно воздействовать на этот мир, на людей и изменить к лучшему. Мне было трудно заподозрить его в неискренности. Весь его облик, лишенный какого-то лоска и сытости, скромность его быта и скудность его стола свидетельствовали о том, что не материальные мотивы побуждают его искать Истину в этом мире.
Возвращаясь домой после встречи с Сиатсу Апршакиадой, осторожно переступая через кучи мусора и экскрементов в своем подъезде, я искренне сожалел о том, что в нашем доме не живут зороастрийцы

Александр МЕШКОВ

 

Hosted by uCoz