В самом своем принципе и в определенном смысле, вполне возможным является сочетание понятий "эзотеризма" и "язычества". Однако, этот "эзотерический" узел является лишь дополнительным в процессе обретения языческого знания, раскрывающим методы нашего познания, но отнюдь не является основным - скорее, он находится на периферии вышеозначенного процесса.
1. В сознании людей смешение эзотеризма и язычества происходит из-за того, что действительное язычество мало кто знает и понимает. У большинства людей представление об эзотеризме самое расплывчатое. Эзотеризм уважается среднестатистическим большинством: стоит бросить несколько фраз про карму, герметизм или астрологию - и внимание толпы обеспечено. Все слышали и знают о существовании эзотерического знания, некой мудрости, превыше которой ничего на свете не может быть, хотя магазины и завалены книгами с этой тайной мудростью.
Рассмотрим, что есть эзотеризм, в чем его цели и почему он не совместим с язычеством как природной верой. Наукой понятие эзотеризма не определено (по этому вопросу отсылаем читателя к книге Курносова "Тайные доктрины вчера и сегодня"). Сами же адепты эзотеризма заявляют, что их тайное знание "недоступно науке", и потому, дескать, она не в силах дать определение самому эзотеризму. Они полагают, что владеют "высшим знанием", которое (с их точки зрения) дает им право издеваться над наукой и обвинять ее во всех бедах, постигших человечество.
На самом деле эзотеризм - это не знание само по себе. Эзотеризм не отделим от самих его носителей (личностей) и их внутренних отношений. Это комплексная система. Можно сказать, что эзотеризм есть одна из психологических техник управления сознанием людей и учеников через гипнотическое убеждение их в том, что гуру или учитель обладает знанием, способным оказывать сверхвоздействие на общество или Природу. Это гипнотическое убеждение формирует людей определенного типа сознания, о котором подробнее будет рассказано ниже.
Опытный эзотерик избегает выходить с наукой в "открытый бой", и первейшей его задачей оказывается создание такой атмосферы и таких психологических условий, при которых его критика или прямая проверка была бы не возможна. Тут годятся и гипноз, и насилие, а от критически мыслящих учеников принято избавляться. Таким образом, вместе с некоторыми паранаучными знаниями, эзотеризм совмещает и психологические методы воздействия на человека, в которых его носители действительно знают толк.
Как правило, эзотерика сводится к подчинению воле учителя какого-то числа учеников из числа взбалмошных женщин либо гуманитарных интеллигентов, не владеющих методами логического анализа. Деятельность учителя эзотерики облегчаются тем, что в обществе есть определенный процент людей, психологически нудждающихся в такого рода ученичестве. В результате своих лекций или практических занятий, эзотерик ничему не учит учеников, хотя и говорит часами. Все, что он сообщает ученикам, является - если называть вещи своими именами - околонаучным, околомедицинским или религиозным бредом. Хотя учитель и требует к этому бреду высокую степень уважения, ибо сказанное выдается за истины высокого порядка. Приходится признать, что бред не годен для обучения, а само обучение не входит в цель учителя. Задача этого бреда состоит не в передаче знания, а в должном формировании сознания учеников. Соответственно, лучшим учеником оказывается не тот, кто развивается так, как это принято понимать в научных заведениях, а тот, чье сознание оказывается более податливым и начинает изменяться под влиянием бреда. Разумеется, сам этот бред может носить характер высокого искусства психообработки человеческого сознания - тут, как говорится, нет предела совершенству. Поэтому, использованный термин - "бред" - достаточно условен (что считать таковым? - вопрос трудный). Тот, кто его несет, часто хорошо понимает и контролирует промывку мозгов, которую устраивает своим ученикам.
2. Из чего складывается тайное знание эзотеризма? Из чего угодно. Это не имеет принципиального значения, лишь бы это было знание, за котором общественная традиция признает актуальность и область действия "тайных сил". Эзотеризм использует и учения древней Индии, и наследие античности, и наработки астрологии, алхимии, каббалы, хиромантии, элементы мировых религий, мистические наработки Пифагора, Платона, Гермеса-Трисмегиста, Парацельса, Нострадамуса, Блаватской, Гурджиева, Успенского, Елены Рерих, итд.
Разумеется, точно так же может быть использовано [кем-либо] и язычество. Поэтому отметим принципиальне различия славянского язычества и эзотеризма.
Во-вторых, язычество во всех своих практических приложениях конкретно. Оно есть "система" (по Гумилеву), оно входит с корнями в народную традицию и всегда выводит к практике жизни. Эзотеризм, как "антисистема", уводит в эмпиреи - он не приложим к практике и народной жизни.
В-третьих, эзотерики подчас презирают простой народ, поскольку он не разбирается и не хочет разбираться в их тайном знании. Именно поэтому захват властных сфер и занятие важных социальных постов эзотериками всегда представляет опасность: много всякого наворотить могут, не имея связи с простым народом. Язычество же видит в простом народе бессознательного носителя языческого знания; а для просвещенного язычника самобытность народа всегда вызывает интерес, являясь объектом изучения и почитания.
3. Настало время проанализировать отношение природной веры (язычества) к фашизму - как историческому, так и современному. Нужно это по многим причинам. Во-первых, сегодняшний российский экстремизм (берущий многое от фашизма), временами хочет использовать язычество в своих целях. Во-вторых, есть немало и демократов, сознательно старающихся впихнуть язычество в фашизм для дескредитации. Таковым является, например, ученый Шнирельман из института Этнологии и Антропологии РАН. В своем репринте за 1998 год "Язычество и национализм" он без разбора объявляет всех российских язычников - "шовинистами" и "антисемитами" - и в конечном итоге язычество у него приобретает некий фашистский ореол. Права на духовность за русским язычеством Шнирельман не оставляет, и его труд является прямым обвинительным документом в помощь инквизиции, ежели таковая вдруг возникнет.
Далее мы покажем, что фашизм не достоин Природной Веры (язычества); что нечистое использование язычества не следуют из самого язычества как такового, а является (как правило) результатом нечестной игры. Чтобы это показать, мы должны конкретизировать понятие фашизма. Нам известно, что это вызовет бурю негодования всех заинтересованных сторон, как фашистов так и антифашистов. Но это надо сделать, поскольку язычники должны извлекать исторические уроки и фиксировать свой опыт для возможности дальнейшего развития.
Фашизм - это идеология, характерная (в первую очередь) тем, что она следует цепочке положений, с которой мы, язычники, согласиться не можем. Вот эти положения:
- Справедливо, когда "низшие нации" подчинены и обслуживают "высшую нацию".
- Интересы нации выходят за пределы государства.
- Нация, объединенная фашистской идеей, превосходит иные нации и поэтому...
- Нация имеет естественное право на расширение своего жизненного пространства; и некая Высшая Цель требует ведения войны за территорию.
- Нация имеет внутри себя строгую иерархию и руководящие должности занимают лучшие представители нации, выбранные посредством некоего механизма биологической селекции.
- Высшие интересы государства и личности - это интересы нации.
Эти положения могут быть прикрыты различными добропорядочными устремлениями, или просто политической говорильней на иные темы, но суть от этого не изменится. Взятые отдельно эти положения утрачивают свое качество, или даже меняют его на противоположное - в оптимуме, требуется их совместное выполнение. Так, совершенно верно, что руководящие должности должны занимать лучшие представители нации\народа, но в указанной системе положений слово "лучшие" приобретает конкретный тенденциозный смысл.
На наш взгляд, фашизм был определен нами так, как он понимается большинством людей. Определение "фашизма", данное нами, конечно же, весьма общее и неполное, но вполне достаточное для дальнейшего наглядного сравнения.
"Идеология нацизма - это удар языческих богов по иудохристианству, коммунизму и сионизму"... "Мировой сионизм под Сталинградом нанес Гитлеру страшный удар"... "Если бы не Гитлер и не вторая Мировая война, русский народ бы уже не существовал - его бы полностью уничтожили сионисты" (Гитлер в книге Истархова хотя и представляется "заблуждавшимся язычником", но уподобляется Святославу, разгромившему Хазарский Каганат).
Вернемся к Германскому ордену как к инициатору этой мистерии. Данные о нем взяты из книг Бержье и Прусакова. Орден руководствовался идеями "теории рас" Блаватской и другими расовыми идеями, бродившими по Европе того времени. Помимо трудов Бержье и Прусакова, некоторый доступный срез этих идей дает нам учение Е.Рерих "Агни-Иога", цитаты из которого мы приведем ниже. В них тоже можно увидеть характерные черты того, что позже было использовано в идеологии германского фашизма. Хотя Е.Рерих к фашистам не принадлежала, в создании своего учения ею были использованы в сущности те же самые идеи, которыми вдохновлялись Гитлер и окружение. В этом нет ничего удивительного или подозрительного. Просто на то время, это были самые сильные эзотерические идеи.
Действительная история, культура и традиция нации тут никакого значения не имеют. Как и во всяком гипнозе, тут важно, чтобы нация предварительно была утомлена, устала от потрясений и всякие воспоминания недавнего прошлого были ей в тягость. На что толкнет загипнотизированную нацию правящая група оккультистов (и прочих маразматиков) - зависит целиком от идей, берущих верх в самой этой групе. Тут возможны как по-человечески приемлемые, так и чудовищные варианты. Возникновение такой ситуации возможно у всех наций, в отдельных случаях она может разрешаться в форме фашизма\нацизма.
Язычество считает, что народ сможет нормально жить только на основе своих исторических традиций, обусловленных Природой и на основе открытой для каждого природной мудрости, данной народу его родными богами. Потому для нации важнее всего ее природная самобытная традиция, а не выдуманные учения оккультистов; и когда нация это поймет, она обретет праведную и достойную жизнь. Получается, что в действительности не сама по себе нация превыше всего, а национальная традиция, связанная с Природой превыше всего. Тогда и все остальное приложится.
О мистических идеях, предшествовавших фашизму, расскажем, следуя книге "Утро магов" Бержье и Повеля и книге В.Прусакова "Оккультный мессия и его рейх". Часть из этих идей осталась в стороне, другая же часть воплотилась в мистике фашистов.
Другая фигура - Гвидо фон Лист, секретарь "Альпийского Общества", члены которого приветствовали друг друга криком "хайль". Себя Лист считал наследником древнегерманских жрецов, изучал руны, поклонялся Вотану-Одину. В четырнадцать лет, в христианском соборе он поклялся, что построит храм Вотану, и в дальнейшем сдержал свое слово. Поклонялся свастике и солнцу, возрождал тевтонский фольклор и мифологию, в 1908 году создал тайный орден "Арманен" - полагалось, что в него будут входить лидеры "арийско-германской расы" с целью раскрытия тайн мироздания. Гвидо фон Лист глубоко занимался магией и стремился к проникновению на высокие уровни сознания, используя в ритуалах наркотики, кровь и, по некоторым свидетельствам, даже сексуальные извращения - огласка этого повредила его репутации и начатому делу. В ордене "Армамен", как сейчас полагают, состояли многие будущие главари фашистской Германии. Все они в большей или меньшей степени прошли "языческо-мистическую" практику Листа. Но, сам по себе этот Орден, как и другие, аналогичной направленности, оказался лишь ступенью для создания организации иного типа. Пожалуй, такие ордена, как "Армамен", скорее играли роль организаций, показывающих как не стоит вести дело, если ставится задача обретения господства "арийско-германской расой".
Подчеркнем, что мистические идеи, созревшие к моменту прихода к власти в Германии фашистов, не опирались на древнегерманское язычество. Это были всего-лишь бредовые оккультные идеи о рождении новой расы сверхчеловеков, появившиеся в самом начале двадцатого века. Язычество в этой похлебке выполняло лишь роль сомнительной вкусовой добавки.
4. Теперь процитируем некоторые фрагменты из "Агни-Иоги", которые представляют для нас интерес, поскольку отражают те же самые оккультные идеи. Начнем с книги "Община" (после цитаты стоит номер изречения).
"Лучи и световые волны несут решение новой эволюции ", 173. "С чем ближе сравнить Нашу Общину - с хором песнопевцев или военным станом? Скорее второе ", 183. "Каждая община нуждается в оборонительных средствах... Нам нет дела запугивать кого-нибудь, но Мы должны предупредить: берегись, невежда! ", 186. "Думайте, думайте сурово о непреложности общины. Из суровости лучшая радость ", 191. "Построение общины любит напряженность... Лучшей напряженностью будет постоянная настороженность ", 155. "Мы одобряем сокращение языка. Желательно составление новых, определенных выражений... Когда говорят - это язык моего отца, спросите, целы ли стоптанные сапоги вашего отца? ", 141. "Ложь в книгах должна быть преследуема... На полках книгохранилищ целые гнойники лжи ", 94. "Тушители огней, светоненавистники, не все ли равно с какой стороны вы ползете! Вы хотите задушить пламя знания...", 119, (конкретно - того знания, которое дает Агни-Иога).
Цитаты из книги "Знаки Агни-Иоги":
"Грубость последней уходящей рассы превысила даже средневековье ", 20. "Ярое понимание Наших Указов должно огненно окрылять ", 117. "Указ как стрела в сердце ", 118. "Агни-иог о себе: Я грозный поражатель оскорбления истины. Я беру на себя очищение ветхого мира. Я буду непреклонен перед утеснением ничтожества. Я принимаю на себя дерзость противопоставить свою самость бешенству зла ", 180. "Поражающие Учение поражены будут ", 631. "Надо привыкать днем и ночью исполнять Указы и проникаться Уставами ", ("Озарение" часть III, п.II, 4). "Кому огненный путь опасен, тому лучше замерзать с тараканами ", (там же, 5)".
Цитаты из трех частей "Мира огненного":
"Сомнение - это парадный подъезд темных ", I,365. "Устыдимся каждого шатания. Как опасно нести Огонь, падая! , I,384. "Ложная наука препятствует познанию мира , I,573. "Не сказано - не надо знать прошлого, но не следует увязать в пыли чуров ", II,42. "Являть истину доступно лишь огненному сознанию... Горе тем, кто засоряет пространство лжеучением , III,12. "Есть злобные нации, которые так явно разлагаются на глазах мира... Кто не примет Огненное Крещение, кто не пойдет за Началом Света, тот уйдет в хаос разложения ", III,18. "Даже трудно представить себе, как заражена планета! Не останется ни одного закона, который бы не был проникнут ядом разложения ", III,133. "Так Живая Этика должна войти в жизнь каждого дня. Если Живая Этика не будет принята, то ряд грозных последствий может явить свою мощь ", III,136. "Так Рим пал, Вавилон пал... На смену нашего Цикла идет самое огненное и самое великое разрушение и строительство. Пространство насыщается огненными энергиями для переустройства. На пути к Миру Огненному явим понимание идущему Огненному Циклу ", III,175. "Человеческая нетерпимость ко всему Высшему превратила людей в выродков... Не Мир жесток, но человек... Очищение сознания есть великое задание на пути к Миру Огненному ", III,337.
И так далее... Можно приводить многие другие цитаты, суть уже схвачена. Перечисленные цитаты "Агни-Иоги" - что становится заметно - оказываются элементами идеологии германского фашизма. Агни йоги призваны очищать мир для пришествия "новой расы", для этого они подчинены строгой дисциплине; борьба с "темными" - противниками новой расы - бескомпромисна; за агни-иогами - справедливость эволюции. И тому подобное в том же духе...
Отличие всего этого глобального транса от транса германского ордена состоит в том, что Е.Рерих не призывала к расправе с "темными", возводила в принцип непролитие крови (см. "Мир огненный" I,557). И еще отличие: "темные" [те, с кеми предполагается бороться] так же интернациональны как и сами агни-йоги.
И еще несколько слов на близкую тему. Самым модным и "сильным" обвинением язычества сегодня является не то, что оно есть фашизм. В этом язычеству "оказала помощь" мощная организация Баркашева - РНЕ со своей газетой "Русский порядок", которая понимается нашей демократией как фашистская. Оказалось, что РНЕ - организация христианской ориентации! Заявить, что "хритсианство - это фашизм" у противников язычества не поворачивается язык (заклюют). Поэтому, модное в 90-х годах 20-го века утверждение "язычество это фашизм", нынче постепенно меняется на другое: "язычество это американское влияние с целью разложения русского народа". Сегодняшние противники нашей Природной Веры заявляют, что якобы через язычество Америка разлагает единство русского народа, а объединяет же русский народ якобы только официальная христианская церковь. Эту идею несут уже не столько выдохшиеся демократы, сколько черносотенствующие казаки и другие патриоты от православия. При этом они указывают на Украинскую "Рунвиру", которую якобы какой-то "нехороший хохол финансирует из-за океана". Соответственно, на русских язычников эти патриоты от православия смотрят как на врагов народа.
Разумеется, это либо просто бред невежественных людей - в лучшем случае, либо, в худшем - чистой воды провокация. Воообще, с точки зрения элементарного здравого смысла, неприемлемость такого обвинения в сторону язычества следует хотя бы уже из того, что масштаб, скорость и качество развития нашего язычества ну никак не соответствует масштабам (утверждаемой самими же патриотами от православия) идеологической и культурной агрессии, которую Россия ныне терпит от Америки и всего Запада.
Сегодня мы, носители нашей природной веры, язычники - капля в русском мире. Наша сила не в численности и богатстве, а в правде и чистоте нашей природной веры, которую мы несем. В своих действиях мы взываем к совести и голосу предков, к нашим вышним родителям-богам, а не внушаем кому-то какие-то "заокеанские ложные идеи". Если бы мы, язычники, действительно несли порок и предательство, то на сегодня мы бы имели совсем иное благосостояние и иной масштаб деятельности. Это очевидно; и это должно быть отмечено, дабы преградить путь лжи, в последнее время столь часто льющуюся на язычество.