Но почему это так?
Это так, потому что вопрошающее сознание - ум - неспокоен, и не-вопрошающее
сознание - не ум - безмолвен, тих и покоится в своей таковости.
Философия рождается из вопрошания.
И религия - не из вопрошающего сознания.
Логика - метод философии.
И медитация: метод религии.
2. Медитация - это живое искусство
Медитации нельзя научить прямо.
Потому что это не механическая техника - но живое искусство.
У Дого был ученик по имени Сошин.
Сошин долго ждал, когда Учитель станет учить его искусству медитации. Он
ожидал уроков, как школьник в школе.
Но никаких специальных уроков не начиналось.
И это смущало и разочаровывало ученика.
Однажды он сказал Учителю: "С тех пор, как я пришел сюда, прошло уже много
времени, но я не слышал от Вас ни слова, которое касалось бы сущности
медитации".
Дого искренне смеялся над этим и сказал: "Да что ты говоришь, мой мальчик? С
самого твоего прихода я только и делаю, что даю тебе уроки по этому предмету!"
Теперь бедный ученик смутился еще больше!
И какое-то время не знал, что сказать.
И вот однажды он снова собрался с духом и снова спросил: "А что это могли бы
быть за уроки, господин?"
Дого сказал: "Когда ты приносишь мне утром чашку чая, я беру ее; когда ты
подаешь мне на стол еду, я принимаю ее, и когда ты кланяешься мне, я отвечаю
тебе кивком. Как еще ты думаешь учиться медитации?"
Сошин повесил голову и стал думать над загадочными словами Учителя.
Но на это Учитель снова сказал: "Если ты хочешь увидеть, УВИДЬ, ПРЯМО
СЕЙЧАС. Потому что, когда ты начинаешь думать, ты упускаешь самое
главное".
3. В разрыве - медитация
Смотри: вот белая бумага - она содержит рисунок.
Ты можешь смотреть на это как на БЕЛУЮ БУМАГУ или как на рисунок.
Или слушай безмолвие, которое содержит сонату - ты можешь осознавать
БЕЗМОЛВИЕ или сонату.
Или думай о пространстве, которое содержит здание - ты можешь осознавать
ПРОСТРАНСТВО или здание.
Или представь пустой дом - ты можешь воспринимать его как стены или как
ПУСТОТУ.
Если ты осознаешь рисунок, здание, сонату и стены, ты в уме - но если ты
осознаешь белую бумагу, или безмолвие, или пространство, или пустоту, тогда ты в
МЕДИТАЦИИ.
4. Медитация - не размышление, но жизнь
Думать - необходимо, но не достаточно.
Еще нужно уметь ЖИТЬ.
Иначе ты становишься как упомянутый Сереном Кьеркегором философ, который
строит прекрасный дворец, но обречен не жить в нем - у него есть лачуга рядом с
тем, что он выстроил для других, включая себя - чтобы смотреть!
Медитация не размышление - но жизнь.
Живи ею ежедневно - миг за мигом; то есть живи в ней или позволь ей жить в
тебе.
Она не какое-нибудь потустороннее или-или - потому что все такие
разграничения от ума - они умозрительны и не экзистенциальны.
А медитация экзистенциальна.
Она не что иное как опыт обыденной жизни - прожитый полностью.
Когда Менциус говорит - "Истина рядом, а люди ищут ее далеко", - он имеет в
виду ЭТО.
Или, когда Токусана спрашивает о ней, он отвечает: "Когда ты голоден, ты
ешь, когда испытываешь жажду, ты пьешь, и когда ты встречаешь друга, ты
приветствуешь его". Он имеет в виду ЭТО.
Или, поет Хо Койн:
"Как чудесно как таинственно!
Я несу дрова, я набираю воду".
Он тоже имеет в виду это.
И когда ты рядом со мной, что бы я ни говорил, я всегда имею в виду ЭТО.
Или я могу ничего не говорить - но и тогда тоже я всегда имею в виду ЭТО.
5. Познай себя - как ты есть
Человек всегда чувствует нехватку.
Потому что он желает, не зная самого себя.
Потому что он желает стать чем-то, не зная, кто он есть.
И это абсурд.
СНАЧАЛА НУЖНО УЗНАТЬ, КТО ТЫ ЕСТЬ.
Иначе - страдание.
Становление есть страдание.
Потому что оно - постоянное напряжение между тем, что есть, и тем, что
должно быть.
А также жажда невозможного.
Потому что только ТО может быть, что ЕСТЬ.
Поэтому познай себя - как ты есть.
Без всяких идеалов.
Без всяких оценок.
И безо всякого осуждения.
Иди вглубь себя безо всякого желания стать.
Потому что ТОЛЬКО ТОГДА ты сможешь познать себя.
Открой себя, не согласно кому-то еще, но как ты есть.
Открой факт.
Открой реальность.
В ее тотальной наготе.
В ее тотальной подлинности.
Будь просто свидетелем этому.
И тогда - совершенно иное качество жизни.
Качество ПУСТЬ БУДЕТ.
Тогда ты полностью расслаблен.
И всякое цветение - в расслабленности.
И всякое благословение.
6. Осознай свои маски
Джон Бэрроуз вспоминает: "Однажды мой сын убил то, что, как сказал ему
старый охотник, было псевдоуткой. Она выглядела как утка, вела себя как утка, но
когда попала на стол - надула нас!"
Не забывай делать четкое различие между твоим Я и твоим псевдо-Я - масками.
Иначе в конце концов все они надуют тебе!
7. Эго есть неведение
Эго необходимо и для ощущения боли, и для чувства удовольствия.
А также наоборот.
Потому что ощущение боли и чувство удовольствия также необходимы для
существования эго.
Фактически, и то, и другое - две стороны одной монеты.
Имя этой монеты - НЕВЕДЕНИЕ.
Пойми это.
И не борись с эго.
Или с болью и удовольствием.
Потому что, пока не уйдет неведение, они не уйдут - они не могут уйти.
И ты не можешь бороться с неведением.
Потому что неведение - это просто отсутствие ЧЕГО-ТО.
ОТСУТСТВИЕ ТЕБЯ.
Поэтому присутствуй при своем невелении.
Осознай его.
И ТОГДА будешь ты, и неведения НЕ БУДЕТ.
Потому что ты и неведение не можете существовать одновременно.
Так же, как свет и тьма.
8. Жизнь продолжается - вечное течение
Жизнь продолжает течь.
Она не ждет.
Но ум думает, и на это уходит время.
Существовать - не нужно никакого времени!
Но думать - время необходимо!
В существовании - никакого времени нет.
Оно появляется только благодаря уму и его умствованию.
Существование существует не во времени, но в ВЕЧНОСТИ.
Оно существует в вечном СЕЙЧАС.
Нет ни прошлого, ни будущего.
Но только НАСТОЯЩЕЕ.
Или даже не ОНО.
Потому что без прошлого и будущего бессмысленно называть его НАСТОЯЩИМ!
Не живи из ума.
Иначе всегда будешь в хвосте.
Потому что жизнь никогда не ждет тебя и твой так называемый ум.
И поэтому уму всегда кажется, что что-то упускается.
Потому что он всегда упускает саму жизнь!
***
Однажды Учитель сказал ученикам: "Если вы произнесете хоть слово, тридцать
ударов моей палки ваши. Но если не произнесете ни слова - то же самое - тридцать
ударов моей палки. ТЕПЕРЬ - ГОВОРИТЕ, ГОВОРИТЕ!"
Один ученик вышел вперед, и когда он собирался склониться перед Учителем,
тот ударил его.
Ученик стал протестовать: "Я не должен был сказать ни единого слова, и Вы не
позволили мне не говорить. За что вы меня бьете?"
Учитель рассмеялся и сказал: "Если бы я стал ждать тебя и твою речь или
молчание - БЫЛО БЫ СЛИШКОМ ПОЗДНО, А ЖИЗНЬ НЕ МОЖЕТ ЖДАТЬ".
9. Жизнь- проповедь
Жизнь - проповедь.
И существование поучает на свой лад.
Но всегда косвенно.
И в этом его красота.
Гармония в природе дает, без всякой цели, урок соразмерности в жизни.
Взгляни на летящуу птицу - и ты войдешь в медитацию без всякого усилия.
Или вслушайся в ее песню, и твое сердце двинется за ней без всякого повода.
И когда с твоей стороны нет никакого усилия, медитация идет глубоко и
преображает тебя вдруг.
И когда нет никакого повода и ты движешься - это движение в Боге.
10. Жизнь - не теория, но тайна
Жизнь - это движение.
Процесс.
Текучесть.
Но идеи отвердевают.
Таким образом, они также становятся анти-жизнью.
Становятся мертвыми блоками.
Не оставайся с ними.
ДВИГАЙСЯ.
И не бойся непоследовательности.
Потому что жизнь - не силлогизм.
Жизнь - не теория.
Но - ТАЙНА.
Некто спросил Муллу Насреддина: "Мулла, сколько тебе лет?"
"Сорок".
"Но ты говорил это в прошлый раз, когда я спрашивал тебя, пять лет назад!"
"Да, я всегда был последователен и всегда стою на том, что сказал".
11. Медитация - это праздность
Жизнь без медитации похожа на зимний пейзаж.
Когда солнце скрылось.
Цветы замерзли.
И ветер шуршит сухими листьями.
И все это знают.
Потому что все живут таким образом.
Хотя никто не нуждается в том, чтобы жить таким образом.
Но почему это так?
Это так потому, что нужды жизни требуют занятого ума, а медитация означает
праздность.
Мы приучаем себя быть занятым и потом забываем, что иногда нуждаемся в
праздности, чтобы узнать экстаз абсолютного существования.
Нужноо быть совершенно пустым внутри; потому что только тогда ты ХОЗЯИН,
встречающий Божественного ГОСТЯ.
12. Почтительность - сущность медитации
Однажды Лин-чи спросили: "В чем сущность медитации?"
Лин-чи опустился со своего сиденья и, схватив спросившего за грудки, дал ему
пощечину и отпустил его.
Спросивший, конечно, остался на месте, ошеломленный.
Тогда Лин-чи рассмеялся и сказал ему: "Почему ты не кланяешься?"
И это пробудило его от мечтаний, и, когда он начал кланяться Учителю, он
впервые ощутил вкус медитации!
Пожалуйста, читай это снова, и снова, и снова - и если ты не ощутишь тот
же вкус, дай самому себе пощечину, и после засмейся, и поклонись самому
себе, и тогда ты ощутившь тот же вкус - обязательно!
13. Существовать бессловесно - медитация
Слово - это не вещь.
Слово БОГ - это не БОГ.
Но ум предпочитает накапливать слова, слова, слова.
И вот слова становятся барьером.
УВИДЬ это как факт внутри себя.
Можешь ли ты увидеть что-нибудь без слов?
Можешь ли ты почувствовать что-нибудь без слов?
Можешь ли ты прожить хотя бы мгновение без слов?
Не размышляй, но увидь.
И тогда ты будешь в медитации.
Существовать бессловесно - значит быть в медитации.
14. Будь так, словно тебя нет
Путь медитации выше "я".
Его основа - капитуляция.
Отдай "я" своему собственному НЕ-Я.
Стань - БУДЬ так, словно тебя нет.
О! Благословение, когда просто оставляешь все НЕ-Я!
Будда называл этот феномен АНАТМА, или АНАТТА (НЕ-САМОСТЬ).
Нужно превратить себя в куклу в руках НЕ-Я.
И тогда все начинает течь естественно.
И спонтанно.
Так же, как река, текущая к морю.
Или как облако, блуждающее в небе.
Лао-Тцы говорит, что это - ДЕЛАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ НЕДЕЛАНИЯ!
Ты перестаешь быть хозяином самого себя и становишься орудием неизвестного.
И как это бессмысленно - быть хозяином самого себя!
Потому что нет никого, кто был бы таким.
Не исследуй, и ты будешь продолжать верить в это.
Исследвуй - и нигде не найдешь этого.
"Я" существует только в неведении.
Оно есть НЕВЕДЕНИЕ.
В ПОЗНАНИИ есть не-я.
Потому что есть не-познающий.
ИБО ПОЗНАНИЕ САМО-ДОСТАТОЧНО.
15. В оснознавании нет "Я"
Ты не можешь убежать от "я".
Потому что ТЫ есть "я".
Как ты можешь убежать от него?
Это все равно что бежать от собственной тени, и все твои попытки будут
тщетны.
Лучше ОСТАНОВИСЬ И УВИДЬ ЕЕ.
Вглядись в нее.
Осознай ее.
ОБЕРНИСЬ ЛИЦОМ К ТЕНИ - и тогда, где она?
На самом деле, ее никогда не было.
Ты создал ее НЕ-ОБРАЩЕНИЕМ К НЕЙ.
И ты усилил ее БЕГСТВОМ от нее.
И не настало ли время СЕЙЧАС прекратить ИГРУ?
16. Порочный круг желания
Один монах спросил Дайшу Экай: "Что такое нирвана (абсолютная свобода)?"
Учитель ответил: "Не ввязываться в порочный круг рождения - и - смерти
или удовольствия - и - боли - величайшая нирвана".
"А что такое порочный круг рождения - и - смерти и удовольствия - и - боли?"
Учитель сказал: "Желать нирваны!"
***
ТЕПЕРЬ молчи и ПОЧУВСТВУЙ, что такое ЖЕЛАТЬ НИРВАНЫ.
И помни, что я не говорю: ПОДУМАЙ об этом.
Потому что думать - значит упустить это.
ПОЧУВСТВУЙ.
ПОЧУВСТВУЙ.
ПОЧУВСТВУЙ.
17. Медитация - с прыжком в неизвестность
Ученик Ринзая встретил на мосту через реку трех человек. Один из них спросил
его: "Как глубока река медитации?"
"Выясни это сам", - ответил тот и попытался сбросить спросившего с моста.
Но, к несчастью, человек вдруг вырвался от него и убежал.
***
Если ты встретишь человека, которыый может сбросить тебя в реку, лови шанс
быть сброшенным!
И ты встретил такого человека.
Теперь ПАДАЙ.
18. Свидетельствование - медитация
"Как человек может научиться познавать самого себя?" - спрашивает Гете.
И потом отвечает: "Никогда через размышление, но только посредством
действия". Джон Бэрроуз сомневается в этом. Он говрит: "Не является ли это
полуправдой? Потому что свои силы действия можно познать только действием, а
силы мысли - мышлением".
Но я говорю, что человек всегда больше, чем все его действия и все его
мысли.
И пока это БОЛЬШЕ не познано, никто не знает себя.
И это БОЛЬШЕ не может быть познано ни действием, ни размышлением.
Потому что они оба принадлежат периферии, а это БОЛЬШЕ вечно - ЦЕНТР.
Оно может быть познано только свидетельствованием как действия, так и мысли
- не ими, но свидетельствованием о них.
И СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЕСТЬ МЕДИТАЦИЯ.
19. Медитация - универсальных ключ
Медитация - универсальный ключ.
Она может отворить двери бесконечного.
И открыть тайну неизвестного.
Но нельзя ничего достичь просто владея ключом - и не пользуясь им.
***
Идриш Шах раассказывает дервишскую историю:
Жил некогда мудрый и очень богатый человек, и у него был сын. Он сказал ему:
"Сын мой, вот драгоценный перстень. Храни его как знак того, что ты мой
наследник, и передай его своему потомству. Он обладает большой ценностью,
прекрасен на вид и, кроме того, может открыть некую дверь к богатству".
Несколько лет спустя у него родился второй сын. Когда он подрос, мудрец дал
ему другой перстень и повторил свои наставления. То же случилось с третьим,
последним сыном.
Когда Старец умер, и сыновья один за другим выросли, каждый из них стал
претендовать на первенство, поскольку владел одним из перстней. Никто не мог с
уверенностью сказать, какой из них самый ценный.
Каждый сын приобрел сторонников, заявляющих о большой красоте и ценности
именно ЕГО перстня.
Но странным было то, что "ДВЕРЬ К БОГАТСТВУ" оставалась запертой для
владельцев ключей и их ближайших приверженцев.
Все они были слишком заняты проблемой первенства, обладанием перстнем, его
ценностью и внешним видом.
Только немногие искали дверь в сокровищницу Старца. Однако перстни имели к
тому же волшебное свойство. Хотя они были ключами, для того, чтобы открыть дверь
в сокровищницу, их не нужно было использовать прямо. Достаточно было смотреть на
них без ссор или слишком большой привязанности к одному из их свойств. И тогда
люди, которые сделали так, могли сказать, где находится сокровище, и могли
открыть его, просто обведя перстнем по контуру. Сокровище тоже обладало особым
свойством: оно было неисчерпаемым.
Тем временем сторонники трех перстней повторяли рассказы своих предков о
достоинствах перстней, каждый немного по-своему.
Первые думали, что они уже нашли сокровище, поскольку у них есть ключ!
Вторые полагали, что оно является аллегорией, и этим утешали себя!
И третьи относили возможность открытия двери к отдаленному и едва
вообразимому будущему, и поэтому им нечего было делать в настоящем.
***
Ты тоже можешь легко оказаться в одной из этих групп; потому что
начинающему поиск всегда грозит опасностью попасться в одну из этих трех
ловушек.
На самом деле, это три основных трюка, которые ум может сыграть, чтобы
спасти себя от медитации.
Поэтому берегись этих старых трюков.
20. Жизнь есть игра - лила
Существование существует, чтобы существовать.
Так же и жизнь.
В ней нет смысла помимо самой себя.
Поэтому не постулируй никогда никакого смысла; иначе жизнь будет казаться
тебе бессмысленной.
Она не бессмысленна и не может быть таковой, потому что в ней вообще нет
смысла!
Самый поиск смысла гадок и отвратителен.
Потому что он исходит от человеческого утилитарного ума.
Существование просто ЕСТЬ.
Так же и ЖИНЬ.
В ней нет цели.
И у нее нет конца.
О! ПОЧУВСТВУЙ ЭТО.
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.
Прошу, не применяй это практически, потому что это путь утилитарного ума!
И не относись к этому серьезно, потому что это путь утилитарного ума!
Будь ИГРИВ, и только ТОГДА ты узнаешь игривость вселенной.
И знать это - значит быть религиозным.
21. Тайна пустоты
Мы обосновываемся там, где никакое обоснование невозможно.
Мы обзаводимся домами, хотя бездомность - сама сущность нашего сознания.